Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, выполнять определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи:
1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
4. Закрепить ранее полученные знания о труде продавца, охранника, администратора, кассира.
5. Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице, в общественных местах.
Дидактический материал: игрушки, рисунки.
Предварительная работа: Этические беседы: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Идем в гости».
- Разучивание песен «Прилетит вдруг волшебник», «Вместе весело шагать», «Мы едем, едем, едем».
- Экскурсия в магазин (с родителями) .
- Сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», «Больница», «Кафе», «Семья».
- Составление рассказа из личного опыта: «Как мы ходили в магазин»…
- Беседа с детьми «Что такое магазин? », «Кто работает в магазине? », «Что такое касса? » и т. д.
- Рассматривание картин, иллюстраций и альбомов на тему «Профессии».
- Подбирание игрушек для магазина, меню, одежда для продавца, охранника.
- Изготовление чеков для магазина, денег.
Ход игры:
Ребята ,я сегодня узнала ,что у нас на районе открылся новый магазин. Но там некому работать. Как вы думаете ,кто должен работать в магазине ?(ответы детей :продавец, кассир ,охранник ,и т. д.) .А что должен делать кассир ? Продавец-консультант? Охранник? (ответы детей) .Магазин у нас будет не простой, а волшебный. А, что мы будем в нём продавать, узнаем, если отгадаем очень интересные загадки.
1.Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют
Оттого, что он надут (мяч)
2.Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (матрёшка)
3.Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы(заяц)
4.Зверь забавный, сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу (медведь)
5.Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином(автобус)
Как одним словом можно назвать эти предметы? (игрушки)
А кто мне теперь скажет название нашего волшебного магазина? (Магазин игрушек)
Итак, дорогие ребята, мы выяснили, что сегодня идем в «магазин игрушек».
А умеете ли вы вести себя на улице и в магазине? (Дети рассказывают о правилах поведения в магазине и на улице):
Придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей;
На улице нельзя сорить;
Не прилично на улице громко разговаривать, смеяться, кричать;
Нельзя переходить улицу на красный свет, можно только, на зелёный;
Нельзя играть на проезжей части;
Не берём животных в магазин;
В магазине встаем в очередь;
Берём корзину для товара;
Продукты берём руками только в упаковке;
Этикетные нормы обращения к продавцу;
Сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь;
Не кричим в магазине;
Не бегаем по магазину.
Воспитатель:- ну,вот мы с вами повторили правила поведения в магазине.А теперь нам нужен кассир .Кто хочет быть кассиром ?(выявили желание несколько детей ),а мы с вами будем выбирать с помощью считалочки.(дети считалочкой выбирают и продавца, охранника ,кассира ).
Ну, вот теперь наш магазин открыт можно идти за покупками.
Дети идут по очереди за покупками.
Воспитатель:- а я буду администратором ,если вы не против? У нас в магазине есть комната для ребёнка, если кто-то устал ,то он может провести время в комнате с игрушками ,пока совершаются покупки. Если есть вопросы ,вы можете обратиться к продавцу- консультанту .
Дети играют ,по ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее
(продавец-консультант даёт советы покупателям ,охранник следит за порядком ,чтобы не вынесли корзины и т. д , кассир считает деньги, даёт чеки ).
Какие вообще бывают игрушки?
Мягкие
Резиновые
Пластмассовые
Музыкальные
Бумажные
Деревянные и т.д.
Воспитатель :-ребята ,а друзей можно купить в магазине ?(нет!).
Правильно
Друзей не покупают
Друзей не продают
Друзей находят люди,
А так же создают.
И только у нас в магазине игрушек
Огромный выбор друзей и подружек.
Итог.
Мы побывали в «Магазине игрушек», понравилось вам наша игра , что вам запомнилось, понравилось больше всего, где в жизни вы можете применить эти знания?(ответы детей ).